Религиозная жизнь Ульяновской области

В настоящее время Ульяновская область является многоконфессиональным регионом.  На территории Ульяновской области постоянно проживают представители более 15 конфессий и действует 250 религиозных организаций[1]. По результатам социологических опросов, интерес к православию проявляют 87% населения Ульяновска[2], поэтому подавляющее большинство организаций представляют Русскую Православную Церковь.

Решением Священного Синода в июле 2012 года на территории Ульяновской области была образована Симбирская Митрополия, главой которой на сегодняшний день является Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Митрополия включает в свой состав Симбирскую, Барышскую и Мелекесскую епархии. На территории области насчитывается 265 (на территории Симбирской и Новоспасской епархии – 103[3], Барышской  епархии – 82[4], Мелекесской епархии — 50[5]) православных организаций (включая храмы, часовни, молитвенные комнаты и др.).

SONY DSC

Митрополит Анастасий

На довоенное десятилетие в Советском Союзе пришел настоящий расцвет атеизма, но ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким упорством, как в Ульяновске. К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. До настоящего времени в Ульяновской области идет активное строительство и восстановление храмов и монастырей.

002

Митрополит Феофан

Влияние на прогресс в сфере индустриализации Симбирской митрополии оказал ее предыдущий глава Феофан. На своей старой кафедре в Ульяновске митрополит ныне Казанский и Татарстанский Феофан за год развернул активную деятельность: открывал новые храмы и монастыри, принимал патриарха, образцово дружил с губернатором, боролся с «мафией» и даже участвовал в гоночных заездах на настоящем картодроме. Не так давно, на смену Феофану пришел экс-ректор Казанской Духовной Семинарии митрополит Анастасий, которого прихожане встретили довольно негативным образом, совершив попытку сорвать его «дебютное» служение. Одной из причин перевода Анастасия в Ульяновск, в митрополию меньшую и по размеру, и по авторитетности, нежели Казанская и Татарстанская, может быть тот факт, что в церковных кругах Анастасий приобрел репутацию служителя авторитетного, но слишком мягкого. По крайней мере, для такого многоконфессионального и сложного региона, как Татарстан.  Несмотря на столь впечатляющие результаты работы, отставку Анастасия можно назвать ожидаемой, поскольку имя иерарха последнее время было прочно связано с громким скандалом. Речь идет о сексуальных домогательствах, которым якобы подвергались студенты Казанской духовной семинарии. Анастасий, впервые публично высказавшись об этой истории, отметил, что в результате различных проверок никакого подтверждения фактам скандала не нашлось, так что все обвинения были голословными.

Митрополит Анастасий утверждает, что на новом посту поспособствует развитию дружбы разных религий, начало которой положил владыка Феофан. В данный момент, по инициативе губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия, разрабатывается программа межконфессионального лагеря для детей православного и мусульманского вероисповедания. Ведь именно мусульмане находятся на втором месте по численности – в Ульяновской области их более 170 тысяч человек, что составляет почти 13% населения региона[6].

003Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России было образовано в 1991 году. Председателем РДУМ Ульяновской области с 2012 года стал главный имам[7]-ахунд[8] Ильдар Сафиуллин, осуществляющий текущее руководство административно-финансовыми делами РДУМ Ульяновской области. Главный казый (исламский судья) Савбян Сулейманов осуществляет руководство духовными вопросами РДУМ Ульяновской области. В настоящее время РДУМ объединяет и координирует деятельность более чем 120 местных мусульманских организаций на территории области. Планируется строительство сразу четырех мечетей: в Засвияжском районе, Юго-Западном микрорайоне и на территории парка «Молодежный» города Ульяновска, также в городе Димитровграде готовится строительство крупной мечети и медресе (образовательного исламского центра) на 700 студентов. По разным сведениям, финансирование проекта будет вестись Турцией, и сумма якобы составит 1.3 млрд. рублей[9].

Помощь муфтию[10] Ульяновской области в координации деятельности мечетей на территории Ульяновской области оказывают 4 имам-ахунда и 8 имам-мухтасибов[11]. Имам-хатыбы[12] РДУМ Ульяновской области ежегодно проходят обучение и повышают уровень своих профессиональных знаниях на курсах повышения квалификации в стенах медресе «Биляр» ЦДУМ России.

Мусульмане имеют партнерские отношения не только с последователями православного вероисповедания, но и дружелюбны с адептами еще одного религиозного течения на территории региона – иудеями.

Ульяновская еврейская община располагается в старинном здании на улице Ленина. Там же расположена синагога, которая появилась благодаря приезду нового молодого раввина в 2008 году из Нью-Йорка, гражданина США. В Ульяновске живет 3000 евреев. Из 3000 лишь треть считают себя членами Ульяновской еврейской общины[13], остальные иудеями себя не считают.

Йосеф Морозов

Главный раввин Ульяновской области Йосеф Марозов в одном из последних интервью утверждает: «В целом, мы дружим со всеми конфессиями. Я в свое время встречался с Феофаном, который очень хорошо знает иврит. Были встречи с католиками, которые в Ульяновске тоже имеют общину. Нам очень повезло, что в Ульяновске так дружно уживаются многие религии, хотя в мире они жестко конкурируют. Так получилось, что с мусульманской конфессией у нас более дружеские отношения. На самом деле цели у нас одни – мы хотим мира и процветания, чтобы все верили в Бога и следовали заповедям предков, поэтому мы должны поддерживать друг друга и помогать».

Яков ДрачёвПо числу официально зарегистрированных Минюстом религиозных объединений, протестантские организации находятся на втором месте в России, уступая лишь православным. В свою очередь, на территории региона зарегистрировано лишь 45 протестантских религиозных организаций, 26 из которых находится непосредственно в самом Ульяновске. Среди них выделяются христиане веры евангельской (пятидесятники), евангельские христиане-баптисты, христиане-адвентисты седьмого дня, евангельско-лютеранская община и другие различные деноминации. 5 протестантских церквей входят в состав объединения «Ассоциация миссионерских церквей евангельских христиан» (АМЦЕХ) Ульяновской области, президентом которой является Сергей Гуц. Еще 5 протестанских организаций входят в объединение «Российский Союз евангельских христиан-баптистов» (РС ЕХБ), руководителем которой по Ульяновской и Самарской областям является Яков Драчев[14].

Продолжая тему христианского религиозного течения, стоит сказать, что, несмотря на то, что католицизм не характерен для районов ПФО, в Ульяновске находится римско-католический приход во имя Воздвижения Креста Господня, который является одним из самых больших в России. Настоятели храма – отец Ариэль Альварес из Аргентины и отец Анкли Гамбоа из Перу. Католиков в Ульяновске насчитывается около 500 человек[15]. Среди них – армяне, украинцы, поляки, немцы, литовцы.

Ариель Альварес

Ариель Альварес

Начиная с 1990-х годов наблюдается значительный приток в регионы ПФО мигрантов из Армении. Но до недавнего времени религиозных объединений Армянской Апостольской церкви на территории Ульяновской области зарегистрировано не было. Церемония возложения 16 освящённых камней в основание будущей армянской церкви «Сурб Григор Лусаворич» прошла 10 сентября 2015 года с участием губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия. Согласно паспорту объекта, строительство церкви завершится к 1 августа 2019 года. Руководитель приходского отдела ульяновского отделения Союза армян России Азат Атаян отметил, что церковь строится на народные пожертвования. Общая стоимость работ составляет примерно 40 миллионов[16].

Зарегистрирована и одна буддистская организация; при этом данная община состоит не из этнических буддистов, а людей разных национальностей. Речь, в основном, идет о буддизме школы Карма Кагью, организации которого появились главным образом в результате деятельности таких проповедников буддизма с Запада, как Оле Нидал[17].

Так же зарегистрированы организации сторонников языческих верований, старообрядческого исповедания, сторонников единоверия. По результатам социологический исследований, Ульяновск занял 12 месте в рейтинге городов России по доле неоязычников[18]. Кроме того, действуют несколько религиозных течений, которые начали свое развитие лишь во второй половине прошлого века – это объединения Международного общества сознания Кришны и Церковь Объединения (движение Муна).

Вышеперечисленные зарегистрированные религиозные объединения не исчерпывают всю картину религиозной жизни округа. Как известно, российское законодательство позволяет религиозным объединениям действовать и без образования юридического лица, на правах «религиозной группы». Именно так функционирует значительная часть новых религиозных движений. Например, есть религиозные группы саентологов, а также сторонники Брахма Кумарис.

Очевидно, что для данного региона характерен реальный плюрализм и динамика религиозной жизни. По словам председателя юридического комитета защиты прав и достоинства личности­­­­ при Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Корелова, Ульяновск является одним из самых наводненных нетрадиционными религиозными организациями регионов в стране. По его мнению, во многом это зависит от руководства региона: «К сожалению, в других регионах мы зачастую сталкиваемся с тем, что происходит взращивание тоталитарных культов. В связи с этим возникают очаги напряжения с традиционными религиями, что вызывает нестабильность. Что касается обстановки в стране, она является неблагоприятной, секты проявляют свою активность. В частности, это касается политического пространства, они пытаются влиять на политический выбор нашей страны. Я не исключаю того, что они будут пытаться это делать в крайне экстремистских формах».

[1] http://www.kadr.ulgov.ru/attfiles/%201_0.doc

[2] http://ullica.ru/2016/01/06/87-ulyanovcev-interesuyutsya-pravoslavnoj-kulturoj-i-veroj/

[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/31521.html

[4] http://www.patriarchia.ru/db/text/2372223.html

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/2372234.html

[6] http://ulgrad.ru/?p=138256

[7] Имам — духовное лицо, которое заведует мечетью.

[8] Ахунд – епископ.

[9] http://ulpressa.ru/2016/07/27/razgoraetsya-skandal-vo-vtorom-gorode-regiona-v-dimitrovgrade-gotovitsya-stroitelstvo-mecheti-na-turetskie-dengi-bolshie/

[10] Муфтий — лицо высшего мусульманского духовенства; учитель-богослов, толкователь Корана.

[11] Мухтасиб — служащий организации, руководствующийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм.

[12] Хатыб — духовник, который проводит пятничную молитву.

[13] http://1ul.ru/city_online/obshchestvo/interview/yosef_marozov_v_rossii_evrei_ne_lyubyat_obmana/

[14] http://map.drevolife.ru/russia/ulyanovskaya/

[15] http://sim-k.ru/2010/06/10/katolicheskij-internacional/

[16] http://73online.ru/readnews/37304

[17] О́ле Нида́л — датский религиозный деятель, также известный как Лама Оле, передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде — «учёные люди усложняют простые вещи, а йогины упрощают сложные вещи»

[18] http://ullica.ru/2016/01/06/87-ulyanovcev-interesuyutsya-pravoslavnoj-kulturoj-i-veroj/

 

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer