Религиозная жизнь Самарской области

В настоящее время в Самарской области действует свыше 550 зарегистрированный религиозных организаций, представляющих 23 конфессии[1].

Христианство

По количеству верующих в целом доминирует Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП). Правительство области, городские администрации оказывают систематическую финансовую помощь митрополии Русской православной церкви. Глава митрополии — Сергий, митрополит Самарский и Сызранский. Количество приходов на территории Самарской митрополии на сегодняшний день — 416 (в Самарской епархии – 204[2], в Отрадненской епархии – 109[3], в Кинельской епархии – 103[4]). Также насчитывается 10 монастырей и 6 учреждений духовного образования. В 2015–2017 годах областные власти выделят 300 млн рублей на поддержку религиозных организаций[5]. Эти деньги пойдут на строительство и реставрацию культовых заведений. Среди них – храм Серафима Саровского, который возводят на набережной Волги, в районе монумента «Ладья». Однако строящихся религиозных учреждений в Самаре гораздо больше. Последние 4 года в Самарской области ведется массовое строительство православных приходов.

01 Митрополит Сергий

Митрополит Сергий

Секретарь Самарского епархиального управления протоиерей Виктор Ушатов рассказал: «Наш город идет в первых рядах по взаимодействию власти и Церкви. Не знаю, в каком еще городе России в городской администрации есть должность помощника Главы города по взаимодействию с Русской Православной Церковью. А в Самаре такую необычную должность уже два десятилетия занимает Олег Васильевич Будников».

Среди старообрядческих религиозных объединений в области зарегистрировано 3 организации Русской православной старообрядческой церкви, 3 организации Русской древлеправославной церкви и 5 организаций Древлеправославной поморской церкви[6]. В июне 2014 года в селе Николаевка Самарской области начато строительство еще одной старообрядческой церкви им. св. великомученика Пантелеймона. Трудами местных старообрядцев за короткий срок было воздвигнуто здание будущего храма. Планируется строительство старообрядческого храма в Тольятти.

Летом 1995 года было принято решение о создании Самарской Областной Общественной организации «Армянская Община» и Самарской Религиозной Организации Армянской Апостольской Церкви, руководителем которой был избран Мартиросян Артур Рафикович. Армянская община в Самарской области – 3-я по величине в России, после Москвы и Краснодарского края[7]. Сейчас на территории Самарской области проживает около 150.000 армян[8], но армянских религиозных организаций насчитывается всего 4.

02 Артур Мартиросян

Артур Мартиросян

Также в Самарской области зарегистрированы католические религиозные организации. Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин провел рабочую встречу с новым настоятелем религиозной организации «Приход Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической церкви в Самаре» священником Маркусом Новотны. «Римско-католическая община объединяет в Самаре около 400 горожан. Ваш приход маленький, но важный во всех отношениях. Чем уважительнее мы будем относиться к разным религиям, тем теснее будет взаимодействие на благо Самарской области и Российской Федерации», — отметил Н.И. Меркушкин[9]. В Тольятти действует приход Божьей Матери Фатимской Римско-католической церкви, относящийся, как и Приход Пресвятого Сердца Иисуса, к епархии Святого Климента в Саратове. Настоятель прихода — отец Артур Вильчек, 10 лет назад приехавший из Польши. Кроме того, уже заложен фундамент католического храма в честь Иоанна Павла II.

03 Маркус Новотны

Маркус Новотны

Зарегистрировано 133 протестантские религиозные организации. Множество из них входят в различные объединения церквей, такие как Ассоциация миссионерских церквей евангельских христиан, Российский союз евангельских христиан-баптистов, руководителем которой по Ульяновской и Самарской областям является Яков Драчев, и Российская Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников), под руководством старших пресвитеров Самарской области Виталия Паклина и Ярослава Кирильчука. На базе некоторых церквей действуют 9 официально зарегистрированных реабилитационных центров и 2 образовательных богословских учреждения[10]. Количество незарегистрированных реабилитационных центров неизвестно. По разным подсчетам, их не менее ста.

04 Виталий Паклин

Виталий Паклин

Ярослав Кирильчук

Ярослав Кирильчук

С 1991 года действует Евангелическо-лютеранская община Святого Георга. Раньше в общину приезжали пасторы из Германии, потому что в России не было возможности получить нужное духовное образование. В определенный момент возникла необходимость, чтобы пастором самарской кирхи стал российский гражданин, выходец из общины. И этим человеком стала Ольга Темирбулатова. В традиционном понимании христианства женщина-пастор — это экзотика, посему этот вопрос до сих пор вызывает оживленные дискуссии. По утверждению пастора, в Самаре насчитывается около 1000 лютеран, но в общине числится только 300[11].

Ольга Темирбулатова

Ольга Темирбулатова

Так же в Самарской области организованы такие псевдохристианские общины, как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) и Свидетели Иеговы. Старейшина Свидетелей Иеговы — Григорий Мартынов — заявил, что на сегодняшний день в Тольятти религиозные встречи проводят 16 собраний и в каждом из них порядка 100 верующих[12].

Ислам

В настоящее время Региональное духовное управление мусульман Самарской области входит в состав Центрального духовного управления мусульман России. Мусульмане области исповедуют традиционный ислам суннитского направления школы имама[13] Абу ханифы. Решением Верховного муфтия[14] Шейхуль-Ислама Талгат Сафа Таджутддина от 6 июля 2012 года на должность Председателя РДУМ СО назначен Яруллин Талип Вагизович, а Вагиз Яруллин освобожден по собственному желанию от занимаемой должности Председателя РДУМ Самарской области и назначен главным казыем (исламским судьей) ЦДУМ России. РДУМ Самарской области является центральной религиозной организацией, объединяющей на добровольных началах мусульманские религиозные объединения, находящиеся на территории Самарской области. В настоящее время в структуру РДУМСО входят три мухтасибата (Камышлинский, Похвистневский, Сызранский), которыми руководят имамы-мухтасибы[15]; в юрисдикции РДУМ СО не менее 90 мусульманских общин на территории Самарской области, не менее 77 мечетей, четырех молельных домов и пяти молельных комнат[16]. На территории Самарской области действуют исламские учебные заведения: средние медресе «Нур» (Самара) и «Гали» (с. Алькино Похвистневского района), а также издаются газеты «Азан», «Салам» и «Булгар». В 2010г. на территории области зарегистрирована местная мусульманская религиозная организация, подчиняющаяся казанскому муфтияту. В Тольятти, кроме того, действует два малочисленных прихода, подчиняющихся Совету муфтиев под руководством Р. Гайнутдина (Москва). Региональная умма (община) не признает эти организации.

07 Талип Яруллин

Талип Яруллин

В Самарской области проживает, по официальным данным, весомое этническое мусульманское меньшинство – около 200 тыс. человек, что составляет около 6,5% населения области, и большинство из них – татары (более 125 тыс. чел). 2-е место по численности занимают азербайджанцы, 3-е казахи, а на 4-м – узбеки, которые не являются коренными малочисленными народами[17].

Самарская область в определенной степени подвержена активному влиянию исламских экстремистов[18] и распространению агитирующей литературы. Несмотря на то, что радикалы являются прихожанами мечетей РДУМ, для них не авторитетны руководители уммы, которые, по их мнению, недостаточно богословски образованы, по сравнению с зарубежными идеологами ислама и слишком терпимы к сложившейся религиозной и политической ситуации в стране. По мнению некоторых имамов мечетей Самарской области, едва ли не треть мусульманской молодёжи Самарской области из числа «практикующих» мусульман (то есть тех, кто читает намаз и соблюдает пост) являются адептами ваххабизма и иных радикальных идеологий[19].

Иудаизм

На территории Самарской области действует 11 религиозных еврейских организаций[20]. Есть два главных раввина как в Самаре, так и в России в целом – по версии Федерации Еврейских общин России (ФЕОР) и по версии Конгресса Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России (КЕРООР). Приехавший 19 лет назад из Нью-Йорка главный раввин Самары и Самарской области – Шломо Дойч (ФЕОР) – утверждает, конфликта между двумя религиозными организациями нет и называет это своеобразной конкуренцией. Второй раввин Самары – Шмуэль Меир Вайс, отметил, что самарская еврейская община насчитывает более 10 тыс. последователей, и с каждым годом эта цифра увеличивается[21]. Раввин Тольяттинской еврейской общины — Меир Фишер — поддерживает тесную связь с тысячей иудеев, хотя число евреев в Тольятти, по разным источникам, достигает всего 3000 человек[22]. Во втором по величине городе Самарской губернии действует Еврейский общинный центр, Школа «Ор-Авнер», детский сад, воскресная школа и Женский клуб. Летом на побережье Волги проводится лагерь для учащихся иудейской школы. Периодически Еврейский общинный центр Тольятти посещают раввины из Еврейского общинного центра Днепропетровска.

08 Шломо Дойч

Шломо Дойч

В Самаре также существует языческая организация «БОЯРГА» (год образования — 2009, верховода — жрец Древлеслав). Община входит в состав одного из крупнейших объединений Славянских Родноверческих общин «Велесов Круг», образованного в 1999 году.

В 1991 году благодаря ученику Шестнадцатого Кармапы датчанину Ламе Оле Нидалу в Поволжье пришла новая волна буддизма. Мирская, ориентированная на современность традиция Карма Кагью нашла свои исторические корни в Поволжье и быстро набрала популярность среди образованной, идеалистически настроенной молодежи. В Самаре и Тольятти находятся буддийские центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. В культурно-выставочном центре Самары «Радуга» установлена Ступа Просветления.

09 Лама Оле Нидал

Оле Нидал

На территории области действуют 6 центров Сахаджа йоги, каждый год на территории Тольятти проходит международная пуджа[23]. В Самаре и Тольятти осуществляют свою деятельность адепты Общества сознания Кришны, Официальной Церкви саентологии, а также множества религиозных течений в стиле new age.

Таким образом, несмотря на преобладание на территории Самарской области православия и ислама, налицо разнообразие религиозной жизни, значительное количество организаций различных религиозных меньшинств.

[1] http://valerytishkov.ru/engine/documents/document2058.pdf

[2] http://www.samepar.ru/hramy/khramy-na-karte/

[3] http://otradnenskay.cerkov.ru/xramy/

[4] http://kinelepar.ru/xramy-eparxii/

[5] http://63.ru/text/news/876647-print.html

[6] http://sobory.ru/oldbelief/

[7] http://samarahay.ru/commune/1.html

[8] http://samarahay.ru/surb-khach/4.html

[9] http://www.samregion.ru/press_center/events/30.05.2015/week/1/71218/?blind=1

[10] http://map.drevolife.ru/russia/samarskaya/

[11] http://progorodsamara.ru/news/view/165270

[12] http://ponedelnik.info/society/25-glavnykh-voprosov-svidetelyu-iegovy

[13] Имам — духовное лицо, которое заведует мечетью.

[14] Муфтий — лицо высшего мусульманского духовенства; учитель-богослов, толкователь Корана.

[15] Мухтасиб — служащий организации, руководствующийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм.

[16] http://islamio.ru/structure/samara/regional_spiritual_board_of_muslims_of_the_samara_region/

[17] http://samtatnews.ru/2012/05/24/%D0%B8%D1%80%D1%88%D0%B0%D1%82-%D1%81%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD-%D1%83-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%B5%D1%81/

[18] http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2016/05/d34645/

[19] http://riss.ru/smi/2986/

[20] http://scibook.net/mejreligioznyie-otnosheniya_1018/religioznaya-situatsiya-regionah-privoljskogo-31464.html

[21] http://www.jewishsamara.ru/News/News8/news_text8.htm

[22] http://ponedelnik.info/society/25-glavnykh-voprosov-iudeyu

[23] http://sahajayoga.ru/contacts/Samara.htm

 

Leave a reply:

Your email address will not be published.